Вы здесь

Обзор недостатков нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Камчатского края

В ходе проведения обзора недостатков нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Камчатского края выделены четыре группы типичных ошибок при подготовке нормативных правовых актов органами исполнительной власти Камчатского края.

Первую группу представляют недостатки в нормативных правовых актах органов исполнительной власти Камчатского края (далее – НПА), которые ведут к несоответствию указанных НПА федеральному законодательству, к их числу относятся следующие:

1. Нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:

1) несоответствие раздела 5 Административного регламента, предусматривающего досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, требованиям частей 8.1, 8.2 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ определяющих, что в случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, многофункциональным центром либо организацией, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной или муниципальной услуги, приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной или муниципальной услуги, а также даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения;

2) несоответствие отдельных положений Административного регламента требованиям части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ, определяющей перечень информации, которую запрещено требовать от заявителя;

3) несоответствие раздел II Административного регламента, определяющего стандарт предоставления государственной услуги, положениям статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ.

2. Нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:

1) несоответствие отдельных положений Административного регламента, требованиям части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ определяющей основания для проведения внеплановой проверки;

2) несоответствие отдельных положений Административного регламента, требованиям части 8 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, определяющей срок предоставления необходимых пояснений в письменной форме в случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в документах имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

3) анализ положения Административного регламента свидетельствует о его концептуальном несоответствии федеральному законодательству, поскольку осуществление Министерством здравоохранения Камчатского края государственной функции представления к награждению государственными и ведомственными наградами граждан, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения Камчатского края не требует принятия Административного регламента.

3. Нарушение требований Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»:

1) понятие трудной жизненной ситуации, определенное в Порядке не в полной мере соответствует определению, установленному в абзаце десятом статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ;

2) содержание пунктов 15-16 Порядка, свидетельствует о несоблюдении требований, установленных частью 3 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ, в части определения порядка уведомления о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении заявителю органом социальной защиты населения.

4. Нарушение требований налогового законодательства Российской Федерации, Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»:

1) частичное воспроизведение норм федерального законодательства, которое приводит к иному правовому регулированию;

2) не учитываются изменения в федеральном законодательстве.

5. Нарушение требований Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в связи с имеющейся судебной практикой Конституционного Суда Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.11.2004 №17-П, от 11.03.2008 №4-П, от 22.12.2015 №34-П, от 04.06.2020 №27-П; определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 №976-О).

Ко второй группе относятся недостатки, которые ведут к коррупциогенным факторам в положениях НПА.

К часто встречающимся коррупциогенным факторам в НПА относятся:

1. Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае является коррупциогенным фактором, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:

1) различные сроки предоставления государственных услуг определенных в разных разделах Административного регламента;

2) наличие 2-х нормативных правовых актов, регулирующих одну и ту же сферу общественных отношений.

2. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения:

1) отсутствие срока определения предоставления государственной услуги;

2) отсутствие критериев для принятия решения;

3) отсутствие сроков совершения административных действий.

3. Определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.

К часто встречаемым недостаткам НПА третьей группы, ведущим к нарушениям правового характера, относятся:

а) нарушение порядка вступления в силу НПА (пункт 4.5. раздела 4 Порядка постановления Губернатора Камчатского края от 28.12.2007 №355 «О Порядке подготовки проектов правовых актов Губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края»);

б) признание акта утратившим силу (признается утратившим силу НПА о признании утратившим силу основного НПА);

в) неполный перечень НПА, подлежащих признанию утратившими силу (признается утратившим силу основной НПА, без признания утратившими силу НПА которые вносили в него изменения);

г) отсылочные нормы на утратившие силу федеральные и региональные НПА, а также на утратившие силу отдельные положения НПА;

д) неправильное применение норм регионального законодательства.

Четвертая группа недостатков НПА относится к юридико-техническим нарушениям:

- содержание отсылочных норм на недействующие нормативные правовые акты;

- использование неверных наименований документов, на которые даются ссылки в тексте НПА;

- технические опечатки в НПА, требующие уточнения;

- терминологические недостатки (например наименование государственной услуги излагается по разному в положениях НПА);

- структурные недостатки, (например нарушение обозначений структурных единиц НПА, нарушение сквозной нумерации в положениях НПА);

- указание на необходимость замены слов, в то время как указанное слово в тексте НПА отсутствует;

- отсутствие падежного согласования.

25 декабря 2020 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).